Шахматный Всеобуч. Игра Первая. Фёдор Алексеевич

Алексей Ратушный
Фёдор Алексеевич. Он ходит и бьёт на одну клетку в любую сторону: по вертикали, по горизонтали и по диагонали. Когда он стоит в середине доски, он держит под боем одновременно восемь клеток! В углу доски он бьёт только три клетки. На краю доски  - пять!  Что такое 3, 5, 8? Что это за странный ряд? И такой ли уж странный?
Вообще, если вы тысячу разделите на шестьсот восемнадцать, то у вас получится довольно странное число: тысяча шестьсот восемнадцать. Разумеется, это округление. Число знаков после запятой весьма и весьма велико. Точнее оно бесконечно велико. Само это соотношение называется «золотое сечение». Но для простого запоминания и для простых вычислений вполне достаточно числа 1618! Ряд 1618:1000:618 – это основной ряд для запоминания "золотой" пропорции. А вот ещё один прикол: сумма чисел в четырёх клетках магического квадрата четвёртого порядка по вертикали, горизонтали или диагонали равна тридцати четырём! 34 – это константа магического квадрата 4х4. Таким магическим квадратом является статуя Святовита его модель на фото вверху!), поставленная в центре Киева между Софийской и Михайловской площадями, напротив Министерства внутренних дел в Историческом сквере. Так вот: эта сумма обычно возникает из сумм чисел в двух парах клеток (например: 2+16 и 9+7, или 13+3 и 12+6 и так далее). Эти две части константы квадрата равны соответственно 16-ти и 18-ти! А напротив Святовита в Киеве есть автобусно-троллейбусная остановка, через которую ходят, стартующие с Майдана Незадлежности, маршрутки и троллейбусы. Город – трёхмиллионный. Номеров маршруток и троллейбусов – хоть заешься! Но мимо стоящего в центре Киева столбика ходят только два номера маршрутов: шестнадцатый и восемнадцатый!  Но вернёмся к нашей печали. В наиболее сжатом виде золотая пропорция, это отношение трёх к пяти или пяти к восьми, или шести к десяти, или десяти к шестнадцати. Таким образом число клеток, которые держит под боем Фёдор Алексеевич находится на линии «золотого» сечения! И это – далеко не единственный случай возникновения этого отношения на шахматной доске. А что означает слово «бьёт» в нашем весёлом случае? Ведь если бьёт, значит любит! Но у нас это слово означает «ест»!  Фёдор Алексеевич – безжалостный поедатель Маш и Глаш. Стоит Машеньке или Глашеньке оказаться рядом с ним на незащищённой клетке, и этот медленно ковыляющий увалень просто встаёт на клетку, неосторожно занятую несчастной девочкой, а её бездыханное тельце снимается с доски! Всё! Он её скушал! Съел! Срубил! Уничтожил! И только в одном случае он не может этого сделать: если эта клеточка находится под присмотром второй девчонки! Все "Монстры Хай" мира отдыхают перед клыками наших доморощенных, можно сказать - отечественных! - Машеньки и Глашеньки. Число съеденных этими двумя слонов, коней, офицеров, королев, шахов, визирей, пушек, крепостных башен, кораблей просто астрономическое. "Монстрам Хай" и не снилось! И если Фёдор Алексеевич рискнёт скушать Машеньку на клеточке, на которую смотрит Глашенька или – наоборот, он будет тут же сокрушён, раздавлен, обнулён! Вторая красавица заступит на место первой, а наш антигерой просто испарится! Вот оно было и нету! Именно в силу того, что и Маша и Глаша ходят одинаково и одинаково бьют, позиция, при которой Маша видит Глашу – это и позиция, когда Глашенька видит Машеньку! Потому и говорим: «посмотрели друг на друга». И пока смотрят друг на друга – они неуязвимы, и никакой Фёдор Алексеевич им не страшен. Интересно, что этот образ, как и многие другие – значительней самого занятия.
Как вам такой поэтический текст:
«И пока вы смотрите друг на друга, вам  не страшны никто и ничто!»
Архитектура - застывшая музыка.
Игра – это беззвучная живая музыка.
У Фёдора Алексеевича есть три стратегии: убегать (1), приближаться(2) и создавать положение вынуждающее движение в надежде на ошибку(3).
Первая стратегия – это безвольный уход из под удара, когда Машенька или Глашенька объявляют: «Я тебя вижу и я тебя съем!»
Вторая стратегия - это неуклонно сближаться с девочками в надежде съесть одну из них и тогда вторая не сможет его обезвредить в одиночку.
Третья стратегия - стремиться занять такую клетку, где неточное движение девочки откроет ему новые возможности для перемещения.
Часто можно наблюдать, как одна девочка смело маневрирует Фёдором Алексеевичем, а другая испуганно отодвигает своих девочек на края доски. Нельзя вмешиваться и подсказывать. Они  должны наиграться, то есть насытиться ситуациями.
В ответ на третью стратегию рецептом является заветное «Жду!» - то есть скромный выжидательный ход.
Ответом на вторую стратегию может быть или отвод или «посмотрели друг на друга».
Ответов на первую стратегию в основном три: «уголок», «линейная атака» или отсечение «ножницами».
Но время дозволенных речей истекает и, вслед за Шехерезадой, мы отправляемся на отдых.